Главная Истории жертв Гуряков, Усачев, Полехова: сотрудников херсонского СИЗО судят за то, что они не бросили заключенных

Гуряков, Усачев, Полехова: сотрудников херсонского СИЗО судят за то, что они не бросили заключенных

от Editor
A+A-
Сброс

После ухода российских войск с правого берега Херсонской области там начались так называемые стабилизационные мероприятия СБУ, в результате которых огромное число людей подверглось обыскам и задержаниям, многие исчезли, а некоторые даже были убиты. Это коснулось и сотрудников Херсонского СИЗО, которые оставались на работе во время пребывания в городе ВС РФ. По данным СМИ и правозащитников, был убит сотрудничавший с российскими властями начальник Херсонского СИЗО Кирилл Рашин. Еще троих сотрудников СИЗО — старшего лейтенанта Ирину Полехову, подполковника Евгения Усачева и подполковника Игоря Гурякова задержали.

33-летняя Ирина Полехова родила ребенка прямо в СИЗО. До февраля 2022 года при Украине она работала оперуполномоченным по борьбе с незаконным оборотом наркотиков оперативного отдела Херсонского следственного изолятора. После прихода российской армии Ирина более 5 месяцев занимала должность старшего оперуполномоченного оперативного отдела учреждения «Следственный изолятор № 1» Управления службы исполнения наказаний по Херсонской области ФСИН РФ. После задержания ей предъявили ч. 2 ст. 111 УК Украины (госизмена). В материалах дела нет ни слова о причастности Ирины к каким-либо репрессиям против местного населения. Никаких репрессий она и не совершала. По словам адвоката, женщина не получила от украинского начальства приказа об эвакуации, а согласно своим должностным обязанностям просто не имела права покидать место работы, поскольку в изоляторе находятся обвиняемые в т.ч. в тяжелых преступлениях. Ни открыть камеры, ни бросить заключенных в запертых камерах фактически на смерть она не могла. Это значит, что госизмену ей предъявили исключительно за работу в органах правопорядка на занятых противником территориях, а это прямо запрещено 4-й Женевской конвенцией. 

За неделю до предварительного заседания Полехова ради будущего своего ребенка заключила сделку с прокурорами и признала вину, взамен получив 6 лет заключения с конфискацией имущества вместо 15 лет (и даже пожизненного заключения), которые можно получить по ст. 111.

С делом и.о. главы Херсонского СИЗО Игоря Гурякова и его заместителя Евгения Усачева все сложнее. Если верить украинским СМИ периода весны 2022 года, они были патриотами Украины и в мае не пускали российских военных на территорию СИЗО, за что их даже собирались отправить в Крым, чтобы судить. Почему не отправили, неизвестно.  Говорилось, что Гуряков якобы позже записал «пророссийское» видео под давлением. Гуряков и Усачев не покинули Херсон вместе с российскими войсками (некоторые считают, что из-за их скрытой «проукраинской» позиции) и оказались на украинской скамье подсудимых с перспективой получить пожизненный срок. Адвокат утверждал, что подсудимые не покинули место службы, потому что не получили никаких сведений об эвакуации сотрудников и заключенных, которых на тот момент в изоляторе было более 300 человек, соответственно не имели права его покинуть. Мало того, они неоднократно обращались в Офис Президента Украины и другие органы для получения указаний о дальнейших действиях, но ответа не получили. Затем, по словам защиты, 11 мая 2022 года российские военные задержали Гурякова и Усачева за сопротивление, отвезли их в наручниках в подвал Херсонского апелляционного суда и трое суток пытали. Так это или нет, точно неизвестно, однако точно известно другое.

banner

15 мая 2022 года Игорь Гуряков сообщил российским СМИ, что с 2005 года является агентом СБУ с позывным «Гурон», а его куратор Андрей Сипливый дал ему задание организовать в СИЗО бунт заключенных и устроить их побег, чтобы уголовники дестабилизировали обстановку в подконтрольном России Херсоне. Затем украинские СМИ должны были обвинить Россию в последствиях действий уголовников на улицах города. Выполняя задание СБУ, 11 мая Гуряков выпустил из камер 280 заключенных, среди которых осужденные на пожизненное насильники, грабители и разбойники. Они тут же побежали штурмовать КПП. В последний момент Гуряков одумался.

«Не слушаете своих кураторов (СБУ), продолжайте выполнять свои функциональные обязанности… Если выпустить осужденных и подследственных, то в городе начнется просто хаос. Осужденным деваться некуда, начнутся грабежи, разбои и изнасилования. Поэтому я прошу всех остаться на своих рабочих местах”, — так, по словам Гурякова, он обратился к личному составу.

С помощью сотрудников СИЗО, которых к тому времени оставалась едва ли треть, он попытался остановить заключенных, но им уже было плевать. Тогда открыли огонь на поражение, в результате которого погиб один зэк. Ситуация не стабилизировалась и Гуряков попросил помощь у российского коменданта Херсона. Черех 10-15 минут в изоляторе уже была военная полиция РФ, которая и подавила бунт.

Гуряков сознался в сотрудничестве с СБУ, но заявил, что готов продолжить исполнять свои обязанности для наведения порядка в изоляторе и продолжил. 13 мая 2022 года украинская прокуратура обвинила все руководство СИЗО в госизмене.

Сейчас в суде находятся еще минимум четыре дела в отношении сотрудников Херсонского СИЗО.

«За что я сижу? — спросил один из них во время суда. — За то, что присматривал, согласно уставу, за осужденными?!»

Он утверждает, что выполнял ту же работу, что и при Украине и даже носил украинскую форму, а до 1 июня 2022 года над СИЗО висел украинский флаг. Никаких мер для эвакуации личного состава Украиной предпринято не было.

Всех обвиняемых держат в Николаеве, но судят в Одессе. Участие в заседаниях они принимают по видеосвязи, но заседания почти не проводятся из-за сбоев в работе интернета и постоянных воздушных тревог, во время которых суды закрываются. Таким образом дела по сути не рассматриваются, люди сидят, а на немногочисленных заседаниях им просто продлевают меру пресечения.

Наша цель — донести до широкой мировой общественности правду о судьбах тысяч людей, которые сегодня находятся как в официальных местах заключения Украины, так и в незаконных местах содержания либо за их взгляды и мнения, либо в связи с защищаемым МГПП обеспечением жизнедеятельности на оккупированных Россией территориях, либо из-за провокационной деятельности спецслужб Украины. 

Последние истории

Последние пострадавшие

//