7 августа 2023 года в винницком городском суде приговорили к 5 годам заключения с конфискацией имущества 74-летнего митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана (в миру Анатолия Ивановича Елецких).
Приговор Ионафану — первый приговор иерарху УПЦ с реальным тюремным сроком.
Митрополит Ионафан – пожилой и больной человек, инсулинозависимый, перенесший множество операций. Сообщается, что в последнее время до ареста ему тяжело было служить, часто уровень сахара в крови повышался. В приговоре указано, что суд учел информацию о состоянии здоровья обвиняемого.
В октябре 2022 года СБУ провела обыски у митрополита Ионафана, в рамках уголовного производства, открытого по статье 161 УК Украины (нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности, религиозных убеждений, и др.)

В качестве основных доказательств вины в обвинение вошла статья в интернете, которую, как утверждается, написал Ионафан, а также листовки, которые нашли при обыске. Заголовки некоторых из них: «Донбасс — Россия», «История Крыма», «Власти России, призыв для вас». По словам прокурора, в них есть такие фразы, как «бандеровская власть» и «коричневая чума».
Статья в защиту УПЦ, о которой идет речь, называлась «С открытым шлемом, без забрала. Заметки на полях последних событий в православном мире» и уже удалена с сайта Тульчинской епархии. Согласно выводам проведенной СБУ лингвистической экспертизы, в статье Ионафан отрицает самостоятельность ПЦУ, называет их священников «самосвятами-раскольниками», а Украину — «Малороссией» (в контексте событий XVII века). В ответном письме Ученого секретаря Киевской Духовной Академии архимандрита Митрофана (Божко) на выводы досудебной экспертизы статьи митрополита Ионафана в защиту УПЦ отмечается апологетично-полемическая суть публикации Ионафана и подчеркивается, что нет никаких причин приравнивать религиозную полемику к разжиганию религиозной розни.
Защитник обвиняемого в судебных прениях отметил, что митрополит в своей статье, поднимая вопрос каноничности УПЦ, коснулся вопроса границ Киевской митрополии, которая простиралась на Беларусь и на Малую Русь, но при этом, государственное обвинение криминализировало исторические названия.
Редактор епархиальной газеты и администратор официального сайта Тульчинской епархии, допрошенный в суде и разместивший статью Владыки на допросе отметил, что считает публикацию «обычной полемической статьей, интересной богословам и историкам и отнюдь не рядовым гражданам».
«Это вопрос внутрицерковный, садить в тюрьму за это нельзя. Данный факт понимаем не только мы, но и власти. Поэтому судили владыку не за личное видение пути дальнейшего существования УПЦ, а по совершенно другим обвинениям, которые настолько же абсурдны, насколько и сфальсифицированы», — пишет Союз православных журналистов.

Что касается листовок, они вроде как были найдены за рабочими сапогами в канцелярии епархии. Свидетели, допрошенные судом, не видели момент их обнаружения следователем. Один из свидетелей утверждал, что если бы они были в помещении до обыска, то их бы обнаружила его жена, убиравшая этот дом и сообщила бы ему, поэтому этих листовок до проведения обыска в здании точно не было. Суд, однако, показания части свидетелей, которые его не устраивали, решил «оценивать критически, поскольку указанные свидетели являются канонически подчиненными обвиняемому, а следовательно не могут считаться объективными и беспристрастными». Якобы найденные листовки присутствовали в нескольких экземплярах, что позволило обвинению решить вопрос с публичностью, которая была нужна для некоторых из обвинений. Так, согласно экспертизе: «При условии, если предоставленные на исследование материалы были не в одном экземпляре или распространены в сети интернет, то они являются публичными».
Осудили митрополита по следующим статьям:
- ч. 2 ст. 161 УК Украины (нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной, региональной принадлежности, религиозных убеждений, инвалидности и другим признакам) — 4 года лишения свободы без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- ч. 3 ст. 436-2 УК Украины (оправдание, признание правомерной, отрицание вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины, глорификация ее участников) — 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества;
- ч. 3 ст. 15-ч. 2 ст. 109 УК Украины (действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти) — 1 год лишения свободы с конфискацией имущества;
- ч. 3 ст. 15 – ч. 1 ст. 110 УК Украины (посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, распространение материалов с призывами к изменению границ территории и государственной границы Украины) — 3 года лишения свободы с конфискацией имущества.
По совокупности приговоров митрополиту назначили наказание в виде 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Если ознакомиться с приговором, становится понятно, что первая статья обвинения доказывается только эпизодом со статьей в защиту церкви. Три другие обвинения в тяжелых преступлениях — якобы найденными сотрудниками СБУ при обыске листовками в бумажном и электронном виде, которые митрополит, по утверждению обвинения, нашел в сети интернет, скачал, потом распечатал и имел намерение их распространять. Адвокат Игорь Чудовский акцентирует внимание на том, что то, что инкриминировалось митрополиту Ионафану, опровергается компьютерно-технической экспертизой, которую провели работники СБУ. Они задокументировали факт искусственного создания трех файлов доказательств по статьям 109, 110 и 436 именно по тем тяжелым преступлениям, в которых обвиняется митрополит. Их создали позднее, чем изъяли компьютеры. Обыск у митрополита Ионафана проводился 11 октября 2022 года. В экспертизе сказано, что листовки, на которые ссылается прокурор и сослался суд, оказались в компьютере 15 октября – через 4 дня после изъятия компьютера. То есть обвинения по статьям 109, 110, 436-2 базируются на доказательствах, которые оказались в компьютере владыки в то время, когда он находился у правоохранителей.

В деле также есть две категории странных доказательств, которые скрупулёзно перечисляет суд в приговоре.
Первая группа – это кэш Telegram, где хранится разнообразнейший случайный материал, который был однажды загружен в телефон даже путем просмотра в каком-нибудь канале или присланный кем-либо. Среди фотофайлов в кэш Telegram митрополита нашли: «изображение лица, внешне похожего на Президента Украины, с надписью: “Ахмат сила!” или “изображение кота на фоне российского флага, одетого в т. н. шапку-ушанку, перед которым стоит пирог с надписью “I love Russia”». Также на одном из носителей был найден файл с известным стихотворением «Меня лечил донецкий врач», в котором, по версии следствия, «глорифицируются представители псевдообразований Донецкой области».
Вторая группа странных доказательств— это публикации об Ионафане после обысков и ареста как доказательство вины. Например, публикация архимандрита Клавдиана, наместника мужского монастыря г. Тулы от 13 октября 2022 года:
«Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю с наступающим праздником Покрова Пресвятой Богородицы, престольным праздником земли Русской. Прошу ваших молитв за моего духовного отца — владыку Ионафана (Елецких), именно он рукополагал меня в дьяконский и священнический сан. Он талантливый, даже гениальный человек, рукополагал его, как и Святейшего Патриарха Кирилла, знаменитый митрополит Никодим (Ротов)… Он сам из Воронежа, истинный патриот России, в своих проповедях много говорил о русском мире, о России. В эти трудные времена он продолжал поминать Святейшего Патриарха за Божественной литургией, за что его и сдали СБУ. 11 октября в его квартире были обыски, в результате которых нашли его фотографии с Патриархом Кириллом, вырезки речи президента России, гимн Донбасса, который он сочинил… Прошу ваших молитв, будем сегодня просить Царицу Небесную, чтобы скорее наступил мир на украинской земле!»
Почему суд принимает написанные третьими лицами материалы, как доказательство вины, непонятно. Согласно приговору, «вина Елецких в совершении инкриминируемых ему уголовных правонарушениях полностью доказана материалами уголовного производства». И более того, материалы из двух странных групп, в том числе публикации третьих лиц на российских новостных ресурсах (после обысков), которые нельзя отнести к действиям и деятельности самого митрополита, признаны судом «косвенными доказательствами привязанности обвиняемого к государству-агрессору Российской Федерации, ее главе президенту Путину, а также Патриарху Московскому Кириллу Предстоятелю Русской Православной церкви».

По результатам приговора стороны выразили желание продолжать судебную борьбу. Как отметил представитель Винницкой областной прокуратуры Константин Гоздуп, прокуратура будет подавать апелляцию на приговор и требовать увеличить срок тюремного заключения для митрополита.
«Мы просили осудить (митрополита Тульчинского Ионафана) Елецких на шесть лет, суд решил дать пять. Для нас этот год важен», – подчеркнул Гоздуп.
«Действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или захват государственной власти, посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины митрополитом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном не совершались, но за эти действия он осужден, что полностью противоречит ст. 13 Уголовного кодекса», − обращают внимание в юридическом отделе УПЦ.
22 июня 2024 года в результате переговоров Украины и России по обмену удерживаемыми лицами митрополит Ионафан был освобожден из-под стражи и отправлен в Россию. Митрополит отказывался от обмена, поскольку не считал себя виновным, но окружение посоветовало ему принять это предложение в связи с возрастом и тяжелым состоянием здоровья — 5 лет в тюрьме он мог не пережить.