Главная Истории жертв Андрей Ивасенко: в тюрьму за помощь политическим заключенным

Андрей Ивасенко: в тюрьму за помощь политическим заключенным

от Editor
A+A-
Сброс

В июле 2023 года львовский суд начал рассматривать дело 33-летнего на тот момент Андрея Ивасенко, сына бывшего сотрудника местного подразделения СБУ. Ивасенко — программист, до 2021 года официально работал интернет-маркетологом в американской компании, а затем занимался фрилансом.

Уголовное производство против него завели в марте 2022 года, а 25 августа 2022 года сообщили о подозрении по ч. 2 ст. 109 (призывы к свержению власти), ч. 2 ст. 110 (посягательство на территориальную целостность), ч. 1 ст. 111 (госизмена), ст. 436 (призывы к агрессивной войне) и ч. 2 ст. 436-2 (оправдание агрессии РФ) УК Украины. По совокупности указанных статей Ивасенко грозит до 15 лет лишения свободы с конфискацией. 15 июля домой к Ивасенко пришли с обыском. Под давлением СБУ он признался в совершении преступления, но потом в суде от самооговора отказался.

С тех пор Ивасенко находится в СИЗО города Львова. Сторона обвинения считает, что в марте 2014 года он создал в соцсети «ВКонтакте» сообщество «Львовская народная республика» со слоганом: «За союз с Новороссией! Остановите АТО!», в которой распространял «антиукраинские и пропагандистские материалы». В украинском законодательстве нет понятия «антиукраинские материалы», однако СБУ от подобных формулировок никто не останавливает.

«По данным следствия, боевики наняли одного из фигурантов удаленно выполнять функции ІТ-специалиста псевдоуправления ЛНР», — написали в пресс-службе СБУ. То есть речь идет о группе лиц, однако сообщники в деле Ивасенко не определены. Обычно это означает, что их нет.

banner

СБУ сообщает, что Ивасенко вел сайт «ВосходИнфо», который «связывают» с главой ДНР Денисом Пушилиным. Правда, доказать причастность Пушилина не получилось, поэтому ограничились формулировкой «связывают», не уточняя, кто именно связывает и на основании чего. Также не смогли предъявить доказательства связи Ивасенко и текстов на сайте «ВосходИнфо».

Следствие шло очень долго — до конца марта 2023 года. В июле начали рассматривать доказательства.

Выяснилось, что группа «Львовская народная республика» была активна до июля 2017 года, после чего деятельность в ней заглохла. Соответственно, адвокаты заявили, что все эпизоды, которые вменяют Ивасенко, были совершены задолго до введения военного положения, но только сейчас, когда группа давно заморожена, в них почему-то усмотрели преступную деятельность, а до того крупное сетевое сообщество во Львове, которое якобы действовало в интересах России против украинской национальной безопасности, годами никто не замечал.

Обвинение сообщило, что Ивасенко администрировал «антиукраинские» группы через зарегистрированный на украинский номер телефона фейковый аккаунт «Александр Якимов», который был изъят при обыске. Лингвистическая экспертиза усмотрела во фразах «Бий бандер, рятуй країну» («Бей бандер, спасай страну») и «Вставай Україно іде Тягнибок, всі раси понищить і буде все ок» («Вставай Украина, идет Тягнибок, все расы уничтожит и будет все ок») публичные призывы к насильственной смене или свержению конституционного строя.

То же самое обнаружили в следующих текстах:

  • «Да, я львовянин, но даже здесь, во Львове, не все позорят свой род предательством Украины и приверженностью нацизму… Нет у нас другой альтернативы, как выступить против тербатов и добробатов, бандер, оборотней в погонах, бандитов и палачей».
  • «Когда причастных к пыткам в СБУ будут находить и вешать, то пусть не спрашивают, за что. За шею, уй*бки. За все содеянное — за пытки, тайные тюрьмы, коррупцию — вешать вас будут за шею».

Следствие заявило, что Андрей был активным участником чатов, с помощью которых «боевики ЛНР и ДНР координировали направленные на нанесения ущерба информационной безопасности Украины действия». Якобы Ивасенко договаривался с неким Никитой Леви о DDoS-атаках на «проукраинские сайты». Кто такой Никита Леви и по каким критериям определяются «проукраинские сайты», не сообщается. В представленной суду переписке речь идет о сайте с названием «Майданутый». На каком основании его посчитали «проукраинским» и существует ли вообще такой сайт, неизвестно. Слово «майданутый» в ироническом и уничижительном ключе часто применяется российскими блогерами в отношении сторонников Евромайдана 2014 года на Украине. Очень сомнительно, что так мог быть назван проукраинский сайт.

В одном из судебных заседаний адвокат обратил внимание на то, что, проводя семантико-текстуальное исследование сообщений Ивасенко, эксперт вышла за рамки своих полномочий, поскольку дала оценку эмоциональной составляющей, а это относится к компетенции психолого-лингвистической экспертизы. В своем выводе эксперт оценочные суждения Ивасенко называет призывами и пропагандой.  Ни одно доказательство того, что после начала полномасштабного конфликта в 2022 году Ивасенко что-либо размещал на указанных следствием ресурсах, не приведено. Ивасенко огласили подозрение в совершении государственной измены в условиях военного положения, но (согласно тексту подозрения) вменяемые ему в вину действия были осуществлены до введения военного положения.

Вторую предъявленную суду переписку Ивасенко в 2017 году вел с неким Вадимом Жечевым. В СБУ сказали, что это сотрудник Управления гуманитарных операций ЛНР Владислав Изгизцев, но почему они так решили, не объяснили. Также суду не предоставлены документы, доказывающие, что в ЛНР есть такое подразделение и что Изгизцев занимает в нем какую-то должность. В переписке Ивасенко (под ником «Александр Якимов») ужасается информацией о том, что признанный организацией Amnesty International узником совести западноукраинский журналист Руслан Коцаба пострадал от СБУ за то, что в 2014 году выступил против разворачивания антитеррористической операции на востоке Украины. В чем здесь состав преступления, непонятно.

Также следствие нашло обращение к Ивасенко от некоего Петра Линева касательно украинских политзаключенных. Обращение такое:

«У нас в Одессе задержаны люди, двое. Одного удалось общими силами освободить, подключили адвокатов, дали взяток и все норм. Собирали всем миром, так сказать. Но вот остался еще один человек, он сейчас в Одессе в СИЗО СБУ, если мне память не изменяет, то уже больше 6 месяцев там сидит, это девушка. Её там прессуют, постоянно сложно ей там… В общем, деньги нужны, вы могли бы хоть чем-то помочь? Я просто видел, что вы в одной группе помогали парню, журналисту с “Новороссии”. Если нужно, предоставим все доказательства того, что девушка реально там, есть её фото. Мы уже собрали, но этого хватает только на мелкие взятки для СБУ, чтобы её там хоть не били, нормально относились».

В чем здесь состав преступления, также непонятно.

При обыске у Андрея нашли российский электронный кошелек «ЮMoney», куда с 2016 по 2021 год (до начала полномасштабного конфликта) поступило примерно 260 тысяч российских рублей. Следствие посчитало, что это деньги от «террористов» на создание и поддержание работы сайтов, а еще от краудфайндинга на сайте «Антимайдан.org». Откуда данные — неизвестно. 260 тысяч рублей за 6 лет — это чуть больше 43 тысяч рублей в год, или около 3,5 тысячи рублей (примерно 45 долларов США по курсу того времени) в месяц. Этого явно не хватит для создания и поддержания работы сайтов. Ивасенко работал в IT и мог получать частные заказы за рубли — этот факт обвинение не учло. Кроме того, до начала полномасштабного конфликта в 2022 году российский кошелек «ЮMoney» интегрировался с украинским государственным «Приватбанком», который брал комиссию за перевод с «ЮMoney» на свою карту. То есть получение денег таким способом не было незаконным.

Все найденные при обыске у Ивасенко денежные средства арестовали. Однако сторона обвинения не предоставила суду ни одного документа, который бы подтверждал передачу арестованных средств Ивасенко какими-либо представителями России в целях подрывной деятельности на территории Украины. Напротив, сторона защиты предоставила справки о доходах обвиняемого, которые указывают на законный источник получения им арестованных денежных средств.

К концу 2024 года все доказательства по делу в судебном заседании так и не были рассмотрены. 12 декабря суд назначил Ивасенко залог в размере 3 миллионов гривен. Выплатить подсудимый такую сумму не смог, все его сбережения арестованы. 21 февраля 2025 года суд отметил, что по различным техническим причинам прокурор никак не может завершить предоставление доказательств, а суд из-за этого не может перейти к стадии допроса обвиняемого. Суд заявил, что такая ситуация складывается исключительно из-за плохой организации работы прокурора (недопустимо целых три заседания слушать один и тот же протокол), обвиняемый в этом не виновен, поэтому суд решил снизить сумму залога для Ивасенко до 2 миллионов 400 тысяч гривен.

В данный момент Андрей продолжает находится под стражей почти 2 года. За это время в суде даже не рассмотрены все доказательства по делу.

Наша цель — донести до широкой мировой общественности правду о судьбах тысяч людей, которые сегодня находятся как в официальных местах заключения Украины, так и в незаконных местах содержания либо за их взгляды и мнения, либо в связи с защищаемым МГПП обеспечением жизнедеятельности на оккупированных Россией территориях, либо из-за провокационной деятельности спецслужб Украины. 

Последние истории

Последние пострадавшие

//